Каждый родитель задумывается о том, как воспитывать и какие качества культивировать в ребенке. И, конечно же, очень важно, чтобы ребенок делал в жизни что-то не только для себя, но и для других, то есть проявлял альтруизм.
.
Альтруизм
обозначает формы поведения человека, ориентированные на сострадание и
милосердие к другим людям. У дошкольников он проявляется в симпатии,
доброжелательности, готовности помочь, принять условия игры другого ребенка, в
общей покладистости. Противоположностью
альтруизма традиционно считается эгоизм. До определенного возраста детский
эгоизм – абсолютно нормальное и общее явление. Здоровый эгоизм подразумевает
стремление ребенка ко всему положительному, радостному, приятному, что
способствует его росту и самоутверждению. До года ребенок занят обеспечением
своего физического комфорта и громко извещает нас, если он нарушен. Мы
терпеливо за ним ухаживаем, не думая обвинять его в эгоизме, хотя в этот период
ребенок живет только для себя и за счет других – нас. С года до двух ребенок начинает ходить, говорить,
осваивать многие навыки. Он – в центре внимания семьи, вокруг него все
вертится, но никто не называет его эгоистом. От двух до трех лет самое главное
для ребенка – игра. Он готов отказаться от еды, удобств, и спать его порой
можно уложить только с полюбившейся игрушкой. И это тоже нормальный возрастной
эгоизм, поэтому в психологии он носит название здорового эгоизма. Часто
случается так, что, по мере того как ребенок растет, родители уже реагируют на
его плач вовсе не затем, чтобы удовлетворить природные потребности, а всего
лишь его прихоти. Таким
образом, мы отбиваем у ребенка желание учиться делать что-либо самостоятельно.
Шаг за шагом получается, что из всеми любимого улыбающегося ребенка вырастает
избалованный ленивый ребенок – эгоист. Ребенок
растет эгоистом, если по отношению к нему родители: - Проявляют
слепую любовь. В семье не звучит слово «нет». Любой каприз удовлетворяется
мгновенно: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. - Ребенка
перехваливают, отмечают каждый мало-мальски заметный его успех, не понимая, что
ребенок начинает ждать этой похвалы постоянно и даже требовать ее. - Ребенку
не позволяют стать хоть немного самостоятельным, «заботясь» о нем неустанно. И
когда вдруг родитель обращается к ребенку с пустяковой просьбой, например,
убрать карандаши или игрушки на место, тот встречает эту просьбу с недоумением
или с гневом. - Когда за ребенка принимают решения,
выполняют обязанности, дают ему готовые жизненные установки, он … теряет
инициативу. Такой стиль отношений снижает самооценку ребенка и ведет к
психологической незрелости. Иногда
эгоизм принимает форму эгоцентризма – это неспособность принять или даже
допустить возможность другой, отличной от своей, точки зрения. У эгоиста всегда
понижена критичность к себе, а это означает психологическую незрелость
человека. Вступать в жизнь с таким багажом заведомо означает неудачу или
серьезные трудности в межличностных отношениях. Еще
одно следствие «воспитанного» эгоизма – инфантилизм. Инфантил как должное
принимает знаки внимания и заботу о себе, но ему и в голову не придет
заботиться о других. В его опыте нет самостоятельных решений, поэтому для него
характерно острое чувство незащищенности и потребность в опеке до старости. То,
какими сформируются у ребенка отношения с внешним миром, очень сильно зависит
от близких людей, окружающих его. Будет ли он понимать чужие желания и чувства?
Научится ли он сочувствовать людям? Будет ли он бескорыстно помогать? Или
станет воспринимать всех исключительно как источник удовлетворения собственных
желаний. Так что
же следует делать родителям, а чего нет, чтобы взрастить в ребенке альтруизм. 1. Не
стоит ориентировать всю жизнь семьи лишь на удовлетворение потребностей
ребенка. Такая модель поведения родителей приучает ребенка к постоянному
ожиданию подарков, немедленному реагированию на желания, увеличению капризов.
Родители порой не подозревают, что воспитывают в ребенке потребителя,
способного только брать и ничего не производить. К тем же последствиям приводит
чрезмерная жертвенность родителей, привычка отдавать ребенку самый вкусный
кусок, обслуживать первого за столом и т.д. 2.
Необходимо перестать брать на себя ответственность за дела ребенка. У детей
должны быть собственные обязанности. Дошкольник уже вполне может протереть
пыль, помыть тарелку, застелить кровать. Помощь по дому воспитывает потребность
заботиться о близких. А опека по мелочам мешает ребенку взрослеть. 3.
Дайте ребенку возможность получить отрицательный опыт его действий или
бездействия (без опасности для жизни). Отрицательный опыт – способ осознать,
как стоит поступать правильно. Дайте возможность самостоятельного выбора и
принятия решений. 4. Чтобы
научить ребенка быть внимательным к другим людям, спрашивайте, как идут его
дела. Ребенок, которым интересуются, будет проявлять такое же внимание к окружающим
людям. И еще ребенок должен знать, что просьба о помощи – это не стыдно. 5.
Эгоизм часто расцветает именно в семье. А в детской среде он быстро
обнаруживается и получает отпор. Поэтому расширяйте зону общения ребенка со
сверстниками. Интересуйтесь не только делами ребенка, но и успехами его друзей.
Поощряйте его позитивные оценки в адрес друзей. И в
заключении, дети-альтруисты, воспитанные в традициях добра и бескорыстия, ценят
своих родителей, благодарят их впоследствии за хорошее воспитание (если не на
словах, то своими поступками) и заботятся о них на склоне лет. Список использованных источников 1. Ильин Е.П.
Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. – СПб: Питер, 2018. с. 510.
2. Моисеева А.А. Влияние
особенностей семейного воспитания на формирование альтруистических тенденций
поведения. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. № 43. С.178-182.
|
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить