Сегодня можно услышать от одних родителей: «Игра - пустое
времяпровождение!», от других: «Чем играть - лучше бы делом занялись!», от
третьих: «Не отнимайте у детей детство!
Дети должны наиграться!». Никого не хочется огорчать, но все ошибаются... Игра - не пустое
времяпрепровождение, а средство разностороннего развития ребёнка: физического -
в подвижных играх; умственного - в играх на смекалку и эрудицию; нравственного
- в командных играх на сплоченность, на взаимовыручку; творческого - в
строительных, конструкторских, ролевых играх и т.д.. Игра - средство социализации ребёнка, помогающее детям естественным
образом получить жизненный опыт от старших детей младшим, легко войти в
социальную среду, стать полноценным членом общества. Этому учат ребёнка
игры с правилами, на основе которых он легко разбирается во взрослом возрасте с
правилами жизни. Но что же тогда плохого во фразе:
«Дети должны наиграться!». Плохо то, что в ней-то как раз и идёт разговор не об
игре, которой ребенок бывает увлечен с головой, а лишь о бесцельном
времяпровождении ребёнка на детской площадке, а дома о забрасывании в угол
своих старых игрушек и просьбе купить новые. Эти родители не знают, что в игре
невозможно ребёнка перегрузить - он играет на полную катушку своих духовных сил
и не устаёт. Зато в игре
можно подать ему любые знания: научить читать, и считать, и о всех животных
узнать, и ещё много разных знаний подать... И детство никто у детей никогда не
отнимет, потому что игру отнять у играющего ребенка просто невозможно! Игра -
спутник детства! Любимые игры советских
детей Продолжу описание начатое выше - дворовых игр советских детей. Они являются
фундаментальной основой культуры детства. Были среди множества игр специальные
«игры на лавочке». Иногда, устав от подвижных игр, или в ожидании сбора
уличной компании, мы коротали время, играя в спокойные игры. Все игроки садились
на длинную лавочку или длинное бревно – как позволяла обстановка - и начинали
играть: «Ехал монах в серых штанах, в красной рубахе, на хромой собаке...», или
«Я садовником родился, не на шутку рассердился...», или «На золотом крыльце
сидели: Царь, Царевич, Король, Королевич...».
Игра «Колечко-колечко,
выйди на крылечко…» Игроки сидят в ряд на длинной
скамеечке, соединив ладони вместе. Водящий держит в своих ладонях колечко, и,
обходя всех игроков, делает вид, что кладёт колечко им в ладони. Кому-то он всё
же колечко оставит. «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». В конце игры водящий произносит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Тот, у кого колечко в
ладонях, должен быстро "соскочить" со скамейки и выбежать вперёд, не будучи
задержан своими соседями...
Игра «Испорченный телефон» В эту игру дети играли, сидя на
длинной скамейке. Крайний из игроков придумывал смешную фразу и говорил её
шепотом своему соседу на ухо. Тот передавал фразу дальше. Ну очень испорченный
телефон... Сидящий последним игрок вставал и
сообщал всем – что он услышал в результате. Фраза бывала очень забавной.
«Тихие игры дома, в гостях» Игра «Коллекция фантиков от конфет» Когда мы ходили в гости друг к другу,
то обязательно играли в фантики – перебирали несметные богатства из конфетных
обёрток, которые с любовью хранили в разных картонных коробках. С собой обычно
приносили несколько фантиков на обмен, чтобы получить за них новые экземпляры,
которых в своей коллекции ещё не было. Коллекции фантиков были почти у
каждого советского ребёнка. По каким только признакам
не сортировали (классифицировали) эти фантики (между прочим – это одна из
операций мышления!, которая тренировалась с детства в советские времена): по
размерам, по материалу, по цвету, по изображенному на обертке сюжету и т.д.
Игра «Бумажные куклы» Также к тихим домашним играм
относились игры в «Бумажных куколок с одёжками». Этих кукольных бумажных
нарядов было у нас, девочек, целые коробки. А ведь чтобы их изготовить
приходилось не только развивать своё воображение, но и много рисовать,
обводить, работать с ножницами! Это же настоящий тренинг мелкой моторики! Кто-то шел дальше – и изготавливал из
картона мебель и целые дома, для бумажных кукол...
Может
быть, розовый дом Барби и красивее незатейливого картонного домика, но,
спроектированный своими мозгами и воплощенный своими руками, дом бумажной куклы,
просто бесценен для развития ребёнка?! И ничего, что на пороге Новый год!!!
|
Здравствуйте, Елена Владимировна.
ОтветитьУдалитьЯ отношусь к счастливому поколению советских детей, на долю которых не выпало никаких катаклизмов.
То есть "где-то там" были и войны, и стихийные бедствия.
Но оно не входило в наше детство.
Оно было поистине светлым и безоблачным.
Мы жили и свято верили, что в 1978 году в СССР наступит коммунизм.
Не знаю, откуда взялась эта дата, но она была.
И играли мы очень много.
Практически всё время проводили в дворовых или уличных компаниях.
А любимой нашей "тихой" игрой были фанты.
Играть в неё можно было везде, даже в школе на перемене.
Заключалась она в следующем:
Назначались ведущий и "советник"
Все игроки сдавали ведущему по какой-то личной вещи.
Советник поворачивался к играющим спиной, а ведущий, доставая один из предметов спрашивал:
- Что делать этому фанту?
Советник придумывал какое-то задание, к примеру: прокукарекать, или попрыгать на одной ножке, или спеть песенку, или... поцеловать кого-то.
Вобщем, всё зависило от настроения компании.
И тот, кому принадлежал этот предмет долюен был выполнить то, что загадал советник.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Да, веселое было времяпрепровождение! Поводов посмеяться всегда хватало, если нет, то создавали самостоятельно.
ОтветитьУдалитьСпасибо, о "Фантах" я подзабыла, хотя и сегодня в моей обращенной речи (если, что-то не так...) присутствует выражение "Что сделать этому фантику?" А самое интересное, придуманные игроками задания могли быть и были очень не простыми, что делало игру более смешной и не предсказуемой, в плане проявления творческого воображения...
Конечно, игра "Фанты", как и другие советские игры проверены не одним поколением, так что сомнений нет, игры замечательные!
Спасибо, Ирина Валерьевна за восполнение пробела! На самом деле, приятные воспоминания!