Современный мир - это период стремительных перемен во всех областях жизнедеятельности человека. В связи с этим каждый отдельно взятый человек должен обладать определенным набором личностных качеств, таких как самостоятельность; умение мыслить не только логически, но и творчески; способность концентрироваться в критических ситуациях; готовность отвечать за свои решения; целеустремленной, самодисциплина и самоконтроль; уважительное отношение к чужому мнению.
Начинать формирование этих качеств необходимо уже в дошкольном возрасте. Незаменимым помощником в достижении этой цели являются шахматы.
В соответствии с ФГОС ДО образовательная организация должна давать модели, а не всеобъемлющее знание. И именно шахматы по многим показателям - это идеальная объяснительная модель. Ведь шахматы - это в первую очередь игра, а в ней, как известно, лучше и без утомления усваивается учебный материал. Шахматы активно формируют способность к логическому мышлению. Эта древняя игра открывает новые горизонты познания, создает положительную мотивацию учения, активно формирует личность и является особым видом творческой деятельности. Регулярные занятия шахматами могут влиять на общее развитие ребенка, его жизненную активность, противостояние стрессовым ситуациям, наибольшее раскрытие природных способностей. Если мы обратимся к биографиям выдающихся шахматистов, то отметим, что их мнение о том, когда же лучше начать знакомство с шахматами не является единым. Одни утверждают, что лучше начинать с четырех лет, другие - с пяти, третьи предлагают начинать знакомство с древней игрой не раньше семи лет. Так с какой же возрастной группы актуальнее всего начинать знакомить детей с шахматами? Именно "знакомить" детей с этой увлекательной игрой следует уже с четырехлетнего возраста. Но не следует ребенка сразу окунать во все премудрости шахматных правил, чтобы быстро не утомить его и не отбить желание играть в будущем, следует постепенно вводить в развивающую среду элементы, связанные с шахматами, - шахматные фигуры, шахматная доска. предоставить ребенку возможность поиграть с этими атрибутами на свое усмотрение. Следующим этапом овладения детей шахматами является их знакомство с историей возникновения шахматной игры. После чего дети учатся выполнять разные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. |
Здравствуйте, Анастасия Владимировна! Шахматы - невероятно полезны и интересны, но... не слишком ли сложна игра для таких малышей? И... есть ли уже первые успехи?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна! Возможно, сама игра для малышей в 4 года еще сложна, но мы перед собой ставили цель вызвать интерес к игре, ее истории. И сейчас радуемся первым результатам - дети сами берут шахматы, с удовольствием слушают правила и шаг за шагом познают игру.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анастасия Владимировна! Прочитали статью вместе с ребёнком, узнали много интересного и познавательного. А ещё статья навела на размышления. Я считала, что приобщать ребёнка к этой игре надо лет с 6-7, а сын сказал что он уже в 4-5летнем возрасте начал интересоваться что ж это за такая игра, как называются фигуры и что ими надо делать. Спасибо Вам за обстоятельный рассказ!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Мария Анатольевна! Спасибо за интерес к нашей работе. Мы идём от детей, поэтому и приняли решение, попробовать вводить детей в игру со среднего возраста.
ОтветитьУдалитьДобрый день Анастасия Владимировна. Спасибо за предоставленный материал. Игра в шахматы- это отличный вариант для развития умственного потенциала ребенка. Многие наши ребята очень хорошо умеют играть. Удачи Вам в вашей деятельности.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за добрые слова! Будем развиваться в том же направлении.
Удалить