Страницы

21 окт. 2020 г.

Как помочь малышу воспитать культурно-гигиенические навыки.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач при воспитании.
 Обычно непоседливый и активный ребенок с трудом может усидеть на одном месте, пока мама причесывает его волосы, не любит мыть голову и чистить зубы. А как нелегко ребенку просыпаться рано утром и, собираясь в детский сад, умываться и самостоятельно одеваться. И пуговицы застегнуть, и шнурки завязать.
   Ребенок не хочет прилагать усилия, переводит действия по уходу за собой на родителей. Конечно, маме проще и быстрее самой умыть ребенка, одеть его, чем ждать, пока ребенок будет это делать медленно и неуклюже. Но следует понимать, что тем самым она формирует у ребенка пассивную позицию, тормозит развитие у него самостоятельности и культурно-гигиенических навыков. Ребенок приходит в детский сад и не может справиться, просит у воспитателей помощи.
Поэтому, вместо того, чтобы делать за ребенка абсолютно все, позаботьтесь о том, чтобы обеспечить дома условия, благоприятные для формирования у ребенка культурно-гигиенических навыков.

 

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

·         разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;

·         подставьте к умывальнику специальную скамеечку, стоя на которой он сможет достать до крана;

·         прикрепите держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании и мытье ног;

·         положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.


 Обязательно приобретите ребенку его личные предметы гигиены: полотенца, расческу для волос, зубную щетку, детское мыло, мочалку и тому подобное. Дайте ребенку возможность самостоятельно их выбирать в магазине. Предметы следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. К примеру, размер куска мыла должен соответствовать размеру детской руки, на полотенце обязательно должна быть петелька, чтобы ребенок мог повесить его, стаканчики для зубной щетки должны быть устойчивыми и безопасными. Расческу следует подбирать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу ребенка.

Работая над формированием у ребенка культурно-гигиенических навыков, следует помнить:

·        старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка

·        поощряйте, хвалите ребенка даже за небольшие достижения

·        навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать

·        не торопите ребенка, дайте возможность выполнить все спокойно,   самостоятельно

·        если у малыша что-то не получается, не торопитесь на помощь, пока он сам не попросит

·        организуйте режимные моменты интересно, используйте потешки, стишки или песенки

·        не оставляйте ребенка без присмотра, даже если он научится самостоятельно выполнять ту или иную гигиеническую процедуру

И не надейтесь, что ребенок научится всему и сразу.

     В трехлетнем возрасте он умоет лицо только при условии, что взрослый будет стоять рядом.

     В четыре года - сделает то же самое, если вы напомните, что умываться и чистить зубы необходимо каждому человеку. Кроме того, ребенок непременно будет ждать, что вы похвалите его за правильность выполнения действия. Именно похвала будет побуждать ребенка дошкольного возраста к самостоятельному уходу за собой. И только потом, когда вы сформируете у ребенка осознание того, что за каждым действием стоит правило, когда он усвоит определенную норму, тогда уже самостоятельно отправится в ванную, ведь почувствует потребность быть опрятным, поддерживать тело в чистоте.

     Поэтому для формирования у ребенка любых устойчивых культурно-гигиенических навыков понадобятся не только длительное время и ваше терпение, но и поддержка у ребенка положительных эмоций от самостоятельного выполнения тех или иных гигиенических процедур.


Комментариев нет:

Отправить комментарий