Известно, что самые
прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот
почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для
здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Формирование культурно-гигиенических
навыков у детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач при
воспитании. Обычно непоседливый и активный ребенок с
трудом может усидеть на одном месте, пока мама причесывает его волосы, не любит
мыть голову и чистить зубы. А как нелегко ребенку просыпаться рано утром и,
собираясь в детский сад, умываться и самостоятельно одеваться. И пуговицы
застегнуть, и шнурки завязать. Ребенок не хочет прилагать усилия,
переводит действия по уходу за собой на родителей. Конечно, маме проще и
быстрее самой умыть ребенка, одеть его, чем ждать, пока ребенок будет это
делать медленно и неуклюже. Но следует понимать, что тем самым она формирует у
ребенка пассивную позицию, тормозит развитие у него самостоятельности и
культурно-гигиенических навыков. Ребенок приходит в детский сад и не может
справиться, просит у воспитателей помощи. Поэтому, вместо того, чтобы делать за
ребенка абсолютно все, позаботьтесь о том, чтобы обеспечить дома условия,
благоприятные для формирования у ребенка культурно-гигиенических навыков.
Для проведения гигиенических процедур с
ребенком создайте все необходимые условия:
·
разместите
крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
·
подставьте
к умывальнику специальную скамеечку, стоя на которой он сможет достать до крана;
·
прикрепите
держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при
подмывании и мытье ног;
·
положите
в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.
Обязательно приобретите ребенку его личные
предметы гигиены: полотенца, расческу для волос, зубную щетку, детское мыло,
мочалку и тому подобное. Дайте ребенку возможность самостоятельно их выбирать в
магазине. Предметы
следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. К примеру, размер куска мыла должен соответствовать размеру
детской руки, на полотенце обязательно должна быть петелька, чтобы ребенок мог
повесить его, стаканчики для зубной щетки должны быть устойчивыми и безопасными.
Расческу следует подбирать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу
ребенка.
Работая над формированием у ребенка
культурно-гигиенических навыков, следует помнить:
·
старайтесь поддерживать стремление к
самостоятельности ребенка
·
поощряйте, хвалите ребенка даже за
небольшие достижения
·
навыки самообслуживания прививаются
быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком
порядке делать
·
не торопите ребенка, дайте возможность
выполнить все спокойно, самостоятельно
·
если у малыша что-то не получается, не
торопитесь на помощь, пока он сам не попросит
·
организуйте режимные моменты интересно,
используйте потешки, стишки или песенки
·
не
оставляйте ребенка без присмотра, даже если он научится самостоятельно выполнять
ту или иную гигиеническую процедуру
И не
надейтесь, что ребенок научится всему и сразу.
В трехлетнем возрасте он умоет
лицо только при условии, что взрослый будет стоять рядом.
В четыре года - сделает то же
самое, если вы напомните, что умываться и чистить зубы необходимо каждому
человеку. Кроме того, ребенок непременно будет ждать, что вы похвалите его за
правильность выполнения действия. Именно похвала будет побуждать ребенка
дошкольного возраста к самостоятельному уходу за собой. И только потом, когда
вы сформируете у ребенка осознание того, что за каждым действием стоит правило,
когда он усвоит определенную норму, тогда уже самостоятельно отправится в
ванную, ведь почувствует потребность быть опрятным, поддерживать тело в
чистоте.
Поэтому для формирования у ребенка любых
устойчивых культурно-гигиенических навыков понадобятся не только длительное
время и ваше терпение, но и поддержка у ребенка положительных эмоций от
самостоятельного выполнения тех или иных гигиенических процедур.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий