Здравствуйте! Наш блог для тех, кто воспитывает будущую историю нашей страны, а значит, и историю мира. (А.С. Макаренко)

24 окт. 2020 г.

Звуки вокруг или помогите мне заговорить!


  
Как огромен и разнообразен мир вокруг. Его можно не только увидеть, но и  услышать. Попробуйте закрыть глаза, вот прям сейчас, послушайте звуки, которые вас окружают. Даже в самой тихой комнате можно услышать много интересного.

 Для маленького ребенка неречевые шумы ( шум города, шуршание листьев, звуки льющейся воды, а также «голоса» животных, предметные шумы, издаваемые различными предметами) очень важны для формирования речи. Некоторым детям оказывается недоступна возможность извлекать из неречевых шумов полезные для речи признаков. Как правило у таких детей отсутствуют речевые функции или значительно ограничены в объеме.

Неречевые шумы, приобретаются за счет правого полушария головного мозга  и являются базой для овладения речевыми шумами, звуками речи, которые в свою очередь формируются в левом полушарии.

Давайте разберемся как это происходит.

Вначале ребенок усваивает неречевые шумы. Эти приобретения правого полушария служат базисными  для первичных операций речевого развития. 

Они состоят в отборе из них левополушарным механизмом полезных для речи признаков. Все удары, смычки, шипения, свисты, рычания и мычания в левом полушарии должны видоизмениться и  превратиться в звуки речи, которые сохраняют в самих названиях связь с исходными звучаниями. Так формируется речевой слуховой гнозис (узнавание). 


С 1 года жизни неречевые звучания уступают место речевым. Неречевой слуховой гнозис и речевой слуховой гнозис развиваются параллельно. Если речевой слуховой гнозис останется незрелым, собственная артикулированная речь у ребенка не появится.

Следующим этапом является перешифровка природных и предметных шумов в звуки речи, в слоги- ж-ж-ж, ав-ав, у-у-у, би-би, га-га....



Речевой слуховой гнозис в левой височной доле может вовремя включиться в работу при условии, если ребенок накопил необходимую неречевую слуховую базу; и если проводящие пути между полушариями у него сохранны.

Слушайте вместе с ребенком мир вокруг, ведь он так интересен и прекрасен!

В заключение сегодняшней темы предлагаю вам послушать замечательное стихотворение 
Елены Беловой "Умейте слушать тишину"

Источники: Т.Г.Визель "Основы нейропсихологии"


4 комментария:

  1. Анна викторовна, какая замечательная публикация! Как это важно - научить ребенка слышать, что происходит вокруг него. И, пожалуй, нет ничего лучше, чем делать это в естественных условиях!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Анатольевна. Спасибо за ваше мнение о публикации. Важно не пропустить этот этап развития, ведь именно неречевые шумы являются основой формирования речи.

      Удалить
  2. Анна Викторовна, здравствуйте! Спасибо за прекрасную статью!Я как мама, ребёнка с отклонениями в речевом развитии, узнала много полезной информации!Жду новых публикаций! Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Олеся Александровна. Я очень рада, что статья оказалась для вас полезной. Спасибо за комментарий.

      Удалить