В дошкольные образовательные организации с
каждым годом все больше поступают дети с проблемами речевого развития. И, как
правило, у всех детей с общим недоразвитием речи слабо развиты моторные
функции. Недостаточное развитие мелкой моторики проявляется в самообслуживании,
в продуктивных видах деятельности. Общая моторика отличается плохой
координацией движений, низкой скоростью и ловкостью. Наукой доказано, что
речевые центры в коре головного мозга находятся рядом с участками двигательной
коры, ответственными за движение мышц, участвующих в артикуляции. Дети,
выполняя физические упражнения и пальчиковую гимнастику, развивают общую и
мелкую моторику, что помогает передавать импульсы в речевые центры и
активизировать речь. Из исследований Голощекина М.П., Валлон А., Агеевец В.У., Венгер JI.A., Карпова Ю.В. и др. известно, что разнообразные двигательные
упражнения обеспечивают единство физического и умственного развития ребенка.
Именно поэтому для более
эффективной коррекционной работы по звукопроизношению применяются элементы
физических упражнений, которые можно использовать на этапе автоматизации и
дифференциации звуков. Например, в игре «Два кольца» при произнесении звука
ребенок параллельно выполняет броски мячом в кольца, лежащие на полу. Подобные упражнения
позволяют легче и быстрее автоматизировать звуки, развивают внимание, ловкость,
память, координацию движений.
С
целью развития мелкой моторики рук мною разработаны авторские игры для работы с
детьми 4-5 лет «Веселый шнурок»:
«Дорога»
Перед нами снова длинная дорога.
|
Разложить
шнурок на столе.
|
Буду пальцами шагать и песню напевать.
|
Шагать
указательным и средним пальцами на месте.
|
По дороге я шагаю, пальчиками наступаю.
|
Шагать
пальцами по шнурку.
|
Крестиком мне сложно, но пойду я осторожно.
|
Переступать
шнурок пальцами крестиком
|
Между пальцами шнурок, догоняй скорей дружок!
|
Быстро
передвигать пальчики.
|
Данную игру можно
использовать для развития общей моторики, заменив шнурок на канат на полу и
выполняя движения ногами. «Змейка»
Вот шнурок непростой
Очень он уж озорной,
Будет с пальцами играть и детишек развлекать.
|
По
всей длине шнурка
перебирать двумя руками указательными и большими пальцами
|
С левой ручкой поиграем,
|
Покрутить
левой рукой
|
Шнурок змейкой продеваем и пальчики называем.
|
Пошевелить
шнурок за один кончик змейкой.
|
Вот мизинец, безымянный, средний, указательный и большой
внимательный.
|
Каждый
пальчик обвести шнурком по тексту
|
С правой ручкой повторяем,
|
Покрутить правой рукой
|
шнурок змейкой продеваем.
|
Пошевелить
шнурок за один кончик змейкой.
|
Вот мизинец, безымянный, средний, указательный и большой
внимательный.
|
Каждый
пальчик обвести шнурком по тексту
|
«Бусы»
Взяли беленький шнурок, завязали узелок
Рядышком еще один будет он уже вторым.
Будем узелки вязать, жемчужные бусы собирать.
|
Сопровождать действие руками.
|
Таким образом, физические
упражнения и упражнения на мелкую моторику способствуют ускорению развития
речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.
Физиолог И.М. Сеченов
отмечал: «...Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой
деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».
Литература:
1.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском
возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М.: Генезис, 2018
2.
Томилов А.В. Логопедические технологии: обследование моторных
функций. -Краснодар, 2011 |
Здравствуйте, Анна Викторовна.
ОтветитьУдалитьВот как с помощью всего одного шнурка (веревочки) можно занять ребенка интересной игрой.
Спасибо за то, что делитесь материалом.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Спасибо за Ваш комментарий. Эти упражнения еще только в разработке, но надеюсь составлю картотеку игр "Веселый шнурок"
ОтветитьУдалитьОтлично! Будет полезно всем.
Удалить