Страницы

4 нояб. 2020 г.

Физические упражнения в коррекции звукопроизношения.


В дошкольные образовательные организации с каждым годом все больше поступают дети с проблемами речевого развития. И, как правило, у всех детей с общим недоразвитием речи слабо развиты моторные функции. Недостаточное развитие мелкой моторики проявляется в самообслуживании, в продуктивных видах деятельности. Общая моторика отличается плохой координацией движений, низкой скоростью и ловкостью.

Наукой доказано, что речевые центры в коре головного мозга находятся рядом с участками двигательной коры, ответственными за движение мышц, участвующих в артикуляции. Дети, выполняя физические упражнения и пальчиковую гимнастику, развивают общую и мелкую моторику, что помогает передавать импульсы в речевые центры и активизировать речь.

Из исследований Голощекина М.П., Валлон А., Агеевец В.У., Венгер JI.A., Карпова Ю.В.  и др. известно, что разнообразные двигательные упражнения обеспечивают единство физического и умственного развития ребенка.

Именно поэтому для более эффективной коррекционной работы по звукопроизношению применяются элементы физических упражнений, которые можно использовать на этапе автоматизации и дифференциации звуков. Например, в игре «Два кольца» при произнесении звука ребенок параллельно выполняет броски мячом в кольца, лежащие на полу. Подобные упражнения позволяют легче и быстрее автоматизировать звуки, развивают внимание, ловкость, память, координацию движений.

С целью развития мелкой моторики рук мною разработаны авторские игры для работы с детьми 4-5 лет «Веселый шнурок»: 

«Дорога»

Перед нами снова длинная дорога.

Разложить шнурок на столе.

Буду пальцами шагать и песню напевать.

Шагать указательным и средним пальцами на месте.

По дороге я шагаю, пальчиками наступаю.

Шагать пальцами по шнурку.

 

Крестиком мне сложно, но пойду я осторожно.

Переступать шнурок пальцами крестиком

Между пальцами шнурок, догоняй скорей дружок!

Быстро передвигать пальчики.

Данную игру можно использовать для развития общей моторики, заменив шнурок на канат на полу и выполняя движения ногами.

«Змейка»

Вот шнурок непростой

Очень он уж озорной,

Будет с пальцами играть и детишек развлекать.

По всей длине                       шнурка перебирать двумя руками указательными и большими пальцами

С левой ручкой поиграем,

Покрутить левой рукой

Шнурок змейкой продеваем и пальчики называем.

Пошевелить шнурок за один кончик змейкой.

Вот мизинец, безымянный, средний, указательный и большой внимательный.

Каждый пальчик обвести шнурком по тексту

С правой ручкой повторяем,

Покрутить правой рукой

шнурок змейкой продеваем.

Пошевелить шнурок за один кончик змейкой.

Вот мизинец, безымянный, средний, указательный и большой внимательный.

Каждый пальчик обвести шнурком по тексту

«Бусы»

Взяли беленький шнурок, завязали узелок     

Рядышком еще один будет он уже вторым.      

Будем узелки вязать, жемчужные бусы собирать.

Сопровождать действие руками.

 

Таким образом, физические упражнения и упражнения на мелкую моторику способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.

Физиолог И.М. Сеченов отмечал: «...Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».

 

Литература:

1.     Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М.: Генезис, 2018

2.     Томилов А.В. Логопедические технологии: обследование моторных функций. -Краснодар, 2011

3 комментария:

  1. Здравствуйте, Анна Викторовна.
    Вот как с помощью всего одного шнурка (веревочки) можно занять ребенка интересной игрой.
    Спасибо за то, что делитесь материалом.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Спасибо за Ваш комментарий. Эти упражнения еще только в разработке, но надеюсь составлю картотеку игр "Веселый шнурок"

    ОтветитьУдалить