Здравствуйте! Наш блог для тех, кто воспитывает будущую историю нашей страны, а значит, и историю мира. (А.С. Макаренко)

15 дек. 2020 г.

"Шесть шляп мышления Эдварда де Боно" или "Притча о старом шляпнике..."

                                    Уважаемые взрослые!
             Очень хотелось вам напомнить об интересном, о том, что вы знаете!
     На сегодняшний день, вряд ли кто-то будет спорить, что развитие критического мышления, является одним из приоритетных факторов интеллектуального развития, и не повредит в подготовке вхождения в 2021 год. 
     Для того, чтобы моделировать социальные ситуации и способы поведения, необходимо научиться видеть одно и тоже явление с разных сторон. Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит, что в свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение.
    В технологии критического мышления, есть стратегия шести «думательных» шляп Эдварда де Боно - притча.
                                                      А вот и она!
    Давным-давно, а может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. 
Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто более, чем головные уборы - шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и воодушевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. 
    Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера. 
    Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и. шесть разноцветных шляп - белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканны, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку.
  - Наверное, основное отцовское наследство - это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, - решили сыновья мастера. - Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, - планировали сыновья.
  Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.
  - Странно, - размышляли сыновья, - последний заказ мастера должен был бы дорого стоить. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе? И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.
  - Я беру себе шляпу белого цвета, - заявил первый сын. Она так изящна и восхитительна, что, надев ее, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.
  - А я выбираю черную шляпу, - сказал второй сын. Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесет мне удачу!
  - А я, пожалуй, выберу желтую, - сказал третий сын. В наших краях так мало солнечных дней, я так скучаю по нему. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, подарит мне радость солнца и улыбку! A тот, кто улыбается, - счастлив.
  - Пусть моей шляпой станет красная! - воскликнул четвертый сын. - Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе я буду замечен всеми! Меня будут любить женщины!
  - Зеленая шляпа так оригинальна! - заметил пятый сын. Я еще никого не видел на улице в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу! 
  - Вы разобрали все шляпы, - молвил шестой сын. Мне остается только взять шестую. Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам бы выбрал в первую очередь! Проблема выбора... - задумался шестой сын, - надо, пожалуй, поразмышлять об этом.
   И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они заботливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каждый в свою сторону. 
   Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чувству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастерской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.     Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая историю своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья дивились таким переменам, но слушали с большим уважением. 
   Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которыми его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гротесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными гражданами. Между тем этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предупреждать ошибочные решения местного бургомистра. 
   Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказывается, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радуется восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью. Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бросал свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом — ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. 
   Оказалось, четвертый сын Шляпника стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря своей эмоциональности и чувствительности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. 
   Обладатель красной шляпы стал очень знаменитым. Но вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства. 
   Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча разложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаменитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает интервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки. 
   Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, прекрасно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что брался, он подходил неожиданно, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Крупнейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям. 
   И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знаний, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника. И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И захотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга. 
   Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми. 
   С тех пор прошло много, а может, и немного времени, но разноцветные шляпы переходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому.
                                         Ой, а это что? Разберетесь?!




7 комментариев:

  1. Елена Владимировна, заинтриговали.
    Так что это?

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вот удивили вопросом... Я надеялась, что Вы подскажите...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С вообще то поняла, что это эмоции в различных оттенках и проявлениях.
      Вот только как это применимо к детскоме саду?
      На каком уровне находятся детские эмоции?
      Вы делали такой анализ?

      Удалить
  3. Добрый вечер, Елена Владимировна! Спасибо за статью, очень познавательная причта. Не спорю, заинтересовала модель эмоций. Эмоции - как наше топливо, и они активизируют нас. Именно поэтому мы выражаем их в поведении, словесно, а также на языке тела. Бывают ситуации, когда мы не совсем уверены в том, что на самом деле чувствуем. Благодаря вашей публикации, смогла разобраться в своих чувствах. Понять то, что эмоции имеют разные оттенки, поэтому иногда они смешиваются и соединяются. Понимание своих эмоций крайне важно, потому что если мы не можем оценить переживания, которые испытываем, то тогда лишены возможности регулировать и контролировать их. Исправив эти ошибки, мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Конечно предстоит упорная, но интересная работа над собой))

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Людмила! Замечательно, что Вы для себя нашли в этой публикации много интересного. На самом деле, хотелось чтобы читатель самостоятельно восстановил в памяти ту информацию, о которой говорилось выше или нашел для себя то, о чем даже не подозревал.
    Немного истории.
    "Колесо эмоций" создал американский психолог Роберт Плутчик. Он выделил восемь основных эмоций и представил их в виде пар противоположностей, изобразил эмоции в форме круга с восьмью овалами, который дополнительно поделил на три сектора-круга.
    Центральный круг на колесе – аффекты – эмоции, которые выражены наиболее ярко. Средний – базовые, простые эмоции. Внешний – сложные эмоции, которые получаются, если соединить простые эмоции в определенном порядке. Чем дальше эмоция удалена от центра, тем менее интенсивным является переживание. В нижней точке, где лепестки смыкаются, – полное спокойствие, "эмоциональный ноль". Сложные эмоции в схеме Плутчика получаются путем сложения простых - "Эмоциональная арифметика". На мой взгляд, - наглядная, красочная схема, которая напоминает цветок. С ее помощью каждый человек может проанализировать свои чувства, понять их и скорректировать.
    "Примеряя шляпы" Эдварда де Боно, человек открывает для себя просторы для выражения своих мыслей, которые неразрывно связаны с эмоциями. Включаясь эмоционально в мыслительный процесс, мы воспринимаем любой факт субъективно.
    Людмила, спасибо огромное за комментарий! Я согласна с Вами, что это упорная, но интересная работа над собой.

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина Валерьевна, здравствуйте! Я рада, что вы меня поняли.
    Во-первых, я разговаривала со взрослыми, которые по той или иной причине, вдруг забыли или вовсе не понимают, с кем они проживают свою профессиональную жизнь...
    Во-вторых, в приоритете - понимание детьми своих собственных эмоциональных состояний и распознавание эмоциональных состояний других людей.
    В-третьих, мы - ДОО, а не поликлиника, которая берет или проводит анализ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Слов нет.
      Вопросы отпали сами собой после последней фразы...

      Удалить