В дошкольные образовательные организации с
каждым годом все больше поступают дети с проблемами речевого развития. И, как
правило, у всех детей с общим недоразвитием речи слабо развиты моторные
функции. Недостаточное развитие мелкой моторики проявляется в самообслуживании,
в продуктивных видах деятельности. Общая моторика отличается плохой
координацией движений, низкой скоростью и ловкостью. Наукой доказано, что
речевые центры в коре головного мозга находятся рядом с участками двигательной
коры, ответственными за движение мышц, участвующих в артикуляции. Дети,
выполняя физические упражнения и пальчиковую гимнастику, развивают общую и
мелкую моторику, что помогает передавать импульсы в речевые центры и
активизировать речь. Из исследований Голощекина М.П., Валлон А., Агеевец В.У., Венгер JI.A., Карпова Ю.В.  и др. известно, что разнообразные двигательные
упражнения обеспечивают единство физического и умственного развития ребенка.  
 Именно поэтому для более
эффективной коррекционной работы по звукопроизношению применяются элементы
физических упражнений, которые можно использовать на этапе автоматизации и
дифференциации звуков. Например, в игре «Два кольца» при произнесении звука
ребенок параллельно выполняет броски мячом в кольца, лежащие на полу. Подобные упражнения
позволяют легче и быстрее автоматизировать звуки, развивают внимание, ловкость,
память, координацию движений. 
С
целью развития мелкой моторики рук мною разработаны авторские игры для работы с
детьми 4-5 лет «Веселый шнурок»: 
 «Дорога» 
 
  | 
   Перед нами снова длинная дорога. 
   | 
  
   Разложить
  шнурок на столе. 
   | 
  
 
  | 
   Буду пальцами шагать и песню напевать. 
   | 
  
   Шагать
  указательным и средним пальцами на месте. 
   | 
  
 
  | 
   По дороге я шагаю, пальчиками наступаю. 
   | 
  
   Шагать
  пальцами по шнурку. 
    
   | 
  
 
  | 
   Крестиком мне сложно, но пойду я осторожно. 
   | 
  
   Переступать
  шнурок пальцами крестиком 
   | 
  
 
  | 
   Между пальцами шнурок, догоняй скорей дружок! 
   | 
  
   Быстро
  передвигать пальчики. 
   | 
  
 Данную игру можно
использовать для развития общей моторики, заменив шнурок на канат на полу и
выполняя движения ногами. «Змейка» 
 
 
 
  | 
   Вот шнурок непростой  
  Очень он уж озорной, 
  Будет с пальцами играть и детишек развлекать. 
   | 
  
   По
  всей длине                       шнурка
  перебирать двумя руками указательными и большими пальцами 
   | 
  
 
  | 
   С левой ручкой поиграем,  
   | 
  
   Покрутить
  левой рукой 
   | 
  
 
  | 
   Шнурок змейкой продеваем и пальчики называем. 
   | 
  
   Пошевелить
  шнурок за один кончик змейкой. 
   | 
  
 
  | 
   Вот мизинец, безымянный, средний, указательный и большой
  внимательный. 
   | 
  
   Каждый
  пальчик обвести шнурком по тексту 
   | 
  
 
  | 
   С правой ручкой повторяем,  
   | 
  
   Покрутить правой рукой 
   | 
  
 
  | 
   шнурок змейкой продеваем. 
   | 
  
   Пошевелить
  шнурок за один кончик змейкой. 
   | 
  
 
  | 
   Вот мизинец, безымянный, средний, указательный и большой
  внимательный. 
   | 
  
   Каждый
  пальчик обвести шнурком по тексту 
   | 
  
 «Бусы»  
 
  | 
   Взяли беленький шнурок, завязали узелок       
  Рядышком еще один будет он уже вторым.        
  Будем узелки вязать, жемчужные бусы собирать. 
   | 
  
   Сопровождать действие руками.
   
    
   | 
  
 Таким образом, физические
упражнения и упражнения на мелкую моторику способствуют ускорению развития
речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями. 
Физиолог И.М. Сеченов
отмечал: «...Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой
деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».
 
  
Литература: 
1.    
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском
возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М.: Генезис, 2018 
2.    
Томилов А.В. Логопедические технологии: обследование моторных
функций. -Краснодар, 2011  | 
Здравствуйте, Анна Викторовна.
ОтветитьУдалитьВот как с помощью всего одного шнурка (веревочки) можно занять ребенка интересной игрой.
Спасибо за то, что делитесь материалом.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Спасибо за Ваш комментарий. Эти упражнения еще только в разработке, но надеюсь составлю картотеку игр "Веселый шнурок"
ОтветитьУдалитьОтлично! Будет полезно всем.
Удалить