Здравствуйте! Наш блог для тех, кто воспитывает будущую историю нашей страны, а значит, и историю мира. (А.С. Макаренко)

28 янв. 2022 г.

Мы помним, мы гордимся

 872  - простое число, но  для  миллиона Ленинградцев,  проживших все эти дни в блокадном кольце, эти число связано с самыми страшными испытаниями, выпавшими в годы  Великой Отечественной войны на их долю. 


Но не смотря на   голод, холод, постоянные бомбежки, не смотря на весь этот ужас - город Ленинград  жил и выжил. 

Работали  заводы, на крышах домов и школ дежурили бойцы отрядов противовоздушной обороны.

                                      

В осажденном городе работала консерватория, театры давали спектакли, шли фильмы.  Работало радио, оказалось, что постоянное звуковое сопровождение смягчает ужас голода. 

  Не менее важную роль сыграла Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая для всего мира символом героического сопротивления осажденного города.


 

9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга.  Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Ее слышали не только жители грода, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа. 




Сегодня в подготовительной  к школе группе было проведено мероприятие " А музы не молчали" посвященное  Дню снятия блокады города Ленинграда. Я  рассказала  дошкольникам   о истории создания этого музыкального произведения,  познакомила с содержанием 4 частей   "Ленинградской симфонии". 

                                                                             
    Во время прослушивания седьмой Симфонии, я  обратила внимание на лица ребят, все были очень сосредоточенны, все сидели  не шевелясь и мне кажется, это очень хорошо. Может они и не поняли эту музыку, но какая то искорка проникла в их маленькие сердца.   Когда они подрастут, им захочется, мне так кажется, послушать    ее еще раз.  И вот  тогда,  музыка поможет им вернутся в 1942 год, представить  весь ужас, происходящий в те далекие военные   дни   в несломленном, голодном, борющимся за жизнь, преодолевая смерть, мужественном городе-герое Ленинграде. 

Кто как  не мы, взрослые, можем научить  подрастающее поколение, гордиться своей  Родиной, одержавшей  Великую Победу, в такой страшной войне.

А закончить свою статью я хочу стихотворением Корнея Чуковского 

Ленинградским детям
Промчатся над вами
Года за годами,
И станете вы старичками.
Теперь белобрысые вы,
Молодые,
А будете лысые вы
И седые.
И даже у маленькой Татки
Когда-нибудь будут внучатки,
И Татка наденет большие очки
И будет вязать своим внукам перчатки,
И даже двухлетнему Пете
Будет когда-нибудь семьдесят лет,
И все дети, всё дети на свете
Будут называть его: дед.
И до пояса будет тогда
Седая его борода.
Так вот, когда станете вы старичками
С такими большими очками,
И чтоб размять свои старые кости,
Пойдете куда-нибудь в гости, –
(Ну, скажем, возьмете внучонка Николку
И поведете на елку),
Или тогда же, — в две тысячи двадцать
четвертом году; –
На лавочку сядете в Летнем саду.
Или не в Летнем саду, а в каком-нибудь
маленьком скверике
В Новой Зеландии или в Америке,
— Всюду, куда б ни заехали вы, всюду,
везде, одинаково,
Жители Праги, Гааги, Парижа, Чикаго
и Кракова –
На вас молчаливо укажут
И тихо, почтительно скажут:
«Он был в Ленинграде… во время
осады…
В те годы… вы знаете… в годы
… блокады»
И снимут пред вами шляпы.
                                                                                                   1944г.

Источники:

1.https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/shostakovich-leningradskaya-simfoniya

2. https://www.culture.ru/poems/33109/leningradskim-detyam

3 комментария:

  1. Здравствуйте, Елена.
    Помню какой-то фильм в котором показывали, как люди слушали прямую трансляцию из Ленинграда с концертом шотаковича.
    Это было очень мощно.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер,Ирина. Вы совершенно правы,только человек видевший своими глазами войну мог сочинить такое мощное музыкальное произведение. А Шостакович видел, жил и творил во время этого ужаса. Вы знаете, ведь дошкольники не настолько грамотны в разборе музыкального произведения, как профессиональные музыканты и то сказали:" Что это идет зло, оно шагает по земле и слышны его шаги и даже немного страшно стало, но это зло- Победили и оно исчезло". И я считаю, что это правильный разбор, хотя и детский. Они уловили саму суть этой музыки, значит Ленинградская симфония вызвала у них эмоции,они откликнулись на услышанное, а это главное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дети очень тонко чувствуют настоящую музыку.
      И вообще, на детскую психику очень даже можно влиять с помощью музыку.
      Еслим ребенок случаеш детские песни - он остаётся ребенком, есои серьёзную военную - начинает "готовиться к битве", а если какие-то легкомысленные "взрослые" - то и становится этаким "недовзрослым" с ранними непонятными наклонностями.
      А есть музыка, которая для всех возрастов очень важна.
      Вот одна из них - Ленинградская симфония.

      Удалить