Здравствуйте! Наш блог для тех, кто воспитывает будущую историю нашей страны, а значит, и историю мира. (А.С. Макаренко)

28 окт. 2020 г.

«Альтруизм или эгоизм? Что воспитываем в детях дошкольного возраста?»

Каждый родитель задумывается о том, как воспитывать и какие качества культивировать в ребенке. И, конечно же, очень важно, чтобы ребенок делал в жизни что-то не только для себя, но и для других, то есть проявлял альтруизм.


.

       Альтруизм обозначает формы поведения человека, ориентированные на сострадание и милосердие к другим людям. У дошкольников он проявляется в симпатии, доброжелательности, готовности помочь, принять условия игры другого ребенка, в общей покладистости.

          Противоположностью альтруизма традиционно считается эгоизм. До определенного возраста детский эгоизм – абсолютно нормальное и общее явление. Здоровый эгоизм подразумевает стремление ребенка ко всему положительному, радостному, приятному, что способствует его росту и самоутверждению. До года ребенок занят обеспечением своего физического комфорта и громко извещает нас, если он нарушен. Мы терпеливо за ним ухаживаем, не думая обвинять его в эгоизме, хотя в этот период ребенок живет только для себя и за счет других – нас.

С года до двух ребенок начинает ходить, говорить, осваивать многие навыки. Он – в центре внимания семьи, вокруг него все вертится, но никто не называет его эгоистом. От двух до трех лет самое главное для ребенка – игра. Он готов отказаться от еды, удобств, и спать его порой можно уложить только с полюбившейся игрушкой. И это тоже нормальный возрастной эгоизм, поэтому в психологии он носит название здорового эгоизма. Часто случается так, что, по мере того как ребенок растет, родители уже реагируют на его плач вовсе не затем, чтобы удовлетворить природные потребности, а всего лишь его прихоти.

          Таким образом, мы отбиваем у ребенка желание учиться делать что-либо самостоятельно. Шаг за шагом получается, что из всеми любимого улыбающегося ребенка вырастает избалованный ленивый ребенок – эгоист.

Ребенок растет эгоистом, если по отношению к нему родители:

          - Проявляют слепую любовь. В семье не звучит слово «нет». Любой каприз удовлетворяется мгновенно: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

          - Ребенка перехваливают, отмечают каждый мало-мальски заметный его успех, не понимая, что ребенок начинает ждать этой похвалы постоянно и даже требовать ее.

          - Ребенку не позволяют стать хоть немного самостоятельным, «заботясь» о нем неустанно. И когда вдруг родитель обращается к ребенку с пустяковой просьбой, например, убрать карандаши или игрушки на место, тот встречает эту просьбу с недоумением или с гневом.

          - Когда за ребенка принимают решения, выполняют обязанности, дают ему готовые жизненные установки, он … теряет инициативу. Такой стиль отношений снижает самооценку ребенка и ведет к психологической незрелости.

          Иногда эгоизм принимает форму эгоцентризма – это неспособность принять или даже допустить возможность другой, отличной от своей, точки зрения. У эгоиста всегда понижена критичность к себе, а это означает психологическую незрелость человека. Вступать в жизнь с таким багажом заведомо означает неудачу или серьезные трудности в межличностных отношениях.

          Еще одно следствие «воспитанного» эгоизма – инфантилизм. Инфантил как должное принимает знаки внимания и заботу о себе, но ему и в голову не придет заботиться о других. В его опыте нет самостоятельных решений, поэтому для него характерно острое чувство незащищенности и потребность в опеке до старости.

          То, какими сформируются у ребенка отношения с внешним миром, очень сильно зависит от близких людей, окружающих его. Будет ли он понимать чужие желания и чувства? Научится ли он сочувствовать людям? Будет ли он бескорыстно помогать? Или станет воспринимать всех исключительно как источник удовлетворения собственных желаний.

Так что же следует делать родителям, а чего нет, чтобы взрастить в ребенке альтруизм.

          1. Не стоит ориентировать всю жизнь семьи лишь на удовлетворение потребностей ребенка. Такая модель поведения родителей приучает ребенка к постоянному ожиданию подарков, немедленному реагированию на желания, увеличению капризов. Родители порой не подозревают, что воспитывают в ребенке потребителя, способного только брать и ничего не производить. К тем же последствиям приводит чрезмерная жертвенность родителей, привычка отдавать ребенку самый вкусный кусок, обслуживать первого за столом и т.д.

          2. Необходимо перестать брать на себя ответственность за дела ребенка. У детей должны быть собственные обязанности. Дошкольник уже вполне может протереть пыль, помыть тарелку, застелить кровать. Помощь по дому воспитывает потребность заботиться о близких. А опека по мелочам мешает ребенку взрослеть.

          3. Дайте ребенку возможность получить отрицательный опыт его действий или бездействия (без опасности для жизни). Отрицательный опыт – способ осознать, как стоит поступать правильно. Дайте возможность самостоятельного выбора и принятия решений.

          4. Чтобы научить ребенка быть внимательным к другим людям, спрашивайте, как идут его дела. Ребенок, которым интересуются, будет проявлять такое же внимание к окружающим людям. И еще ребенок должен знать, что просьба о помощи – это не стыдно.

          5. Эгоизм часто расцветает именно в семье. А в детской среде он быстро обнаруживается и получает отпор. Поэтому расширяйте зону общения ребенка со сверстниками. Интересуйтесь не только делами ребенка, но и успехами его друзей. Поощряйте его позитивные оценки в адрес друзей.

          И в заключении, дети-альтруисты, воспитанные в традициях добра и бескорыстия, ценят своих родителей, благодарят их впоследствии за хорошее воспитание (если не на словах, то своими поступками) и заботятся о них на склоне лет.

Список использованных источников

           1. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. – СПб: Питер, 2018. с. 510.

           2. Моисеева А.А. Влияние особенностей семейного воспитания на формирование альтруистических тенденций поведения. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. № 43. С.178-182.



1 комментарий: